Пескотерапия в работе логопеда. ( из опыта работы).
Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.
Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Использую пескотерапию с сентября 2011 года. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.
В качестве песочницы использую водонепроницаемый деревянный ящик, наполненный песком.
Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опора на приёмы работы в песочнице, может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.
План-конспект занятия по формированию звуковой культуры речи
на тему: «В гости к Каркуше-говоруше».
Цель. Познакомить детей со звуками «Р» и «Р*», учить различать их, познакомить с буквой Р. Закреплять правильное произношение звука «Р» и «Р*». Учить выделять данные звуки из слов, определять его позицию в слове, определять количество слогов в слове, отбирать слова со звуком «Р» или «Р*» из предложенных, самостоятельно подбирать слова с этими звуками. Учить печатному изображению буквы Р на сыром песке при помощи палочек. Учить находить букву Р в печатном тексте. Учить чтению прямых и обратных слогов с буквой Р, простых слов со знакомыми буквами. Развивать способность звукового анализа и синтеза, ориентировку на листе бумаги, умение соотносить графический образ буквы с ее звучанием. Развивать мелкую моторику. Формировать длительный плавный выдох. Воспитывать интерес к занятиям, прививать детям желание познавать новое.
Материал. Игрушка ворона Каркуша-говоруша,Мини-песочница, модели домиков звуков «Р», «Р*», «живые шарики» - синий звук «Р» и зеленый звук «Р*»; мелкие игрушки и предметы: корова, курица, ракушка, ручка, карандаш, рак, топор, редиска, рис, репка; картинки с изображением различных предметов со звуками «Р» и «Р*»; Картинки не содержащие в названии звуков «Р» и «Р*», паровозик с тремя вагонами (с одним, двумя и тремя окошками), трехъярусная полочка, трубочки для коктейля по количеству детей, палочки для рисования на песке по количеству детей, индивидуальные карточки для игры «Найди звук», фломастеры по количеству детей, лейка с водой, две корзинки, CD-проигрыватель, диск с инструментальной музыкой, влажные салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент. Внимание детей обращается на прилетевшую на окно ворону Каркушу-говорушу. Дети знакомятся с ней. Ворона хочет рассказать им что-то интересное.
Повторение изученного. К песочнице приглашаются те дети, которые назовут слово со звуком «Ж». (Дети называют, рассаживаются по местам).
Изучение нового. Ворона показывает домики на песке и говорит, что здесь живут ее лучшие друзья Звуки «Р» и «Р*». Они братья. Один брат старший твердый «Р». Вместе с детьми произносят этот звук, зовут его. Когда дети дружно позвали, из домика выходит звук «Р», знакомиться с детьми, дети снова произносят его, имитируя сдавливание руками чего-то твердого. Запоминают, что твердый звук синего цвета. Затем ворона предлагает позвать еще одного друга. Им оказывается звук «Р*», младший брат зеленого цвета. Дети знакомятся с ним, произносят «Р*» и имитируют руками сдавливание чего-то мягкого. Затем обращается внимание детей на то, что домики стоят в одном дворе и указатель у них один – буква Р.
Игра «Чья игрушка?» Дети смотрят во двор звуков «Р» и «Р*», видят там разбросанные игрушки и предметы, рядом стоят корзинки. Детям предлагается навести порядок во дворе, определить какой звук встречается в том или ином слове и положить их в соответствующую корзину. Среди предметов попадаются и такие, в которых нет звуков «Р» и «Р*», дети определяют это и откладывают чужие предметы в сторону.
Игра «Где спрятался звук?» Детям предлагается покатать на поезде игрушки, но для этого их нужно рассадить по местам. В начале поезда – те, у которых «Р» в начале слова, в середине и конце соответственно. Дети определяют, рассаживают и катают их.
Игра «Расставь по местам». Игрушки накатались, теперь их нужно расставить по местам. На первую полочку – слова с одним слогом, на вторую – с двумя и на третью – с тремя.
Физкультминутка «День – ночь». Ворона предлагает детям отправиться в полет. Дети под музыку бегают, машут руками, присаживаются, «клюют», потом наступает ночь, вороны «засыпают». Так чередуется несколько раз.
Игра «Секреты». Детям раздаются трубочки, предлагается аккуратно раздувать песок и посмотреть, какие секреты есть у звуков «Р» и «Р*». Дети раздувают и находят карточки со слогами и словами, читают их.
Игра «Рисуем букву». Дети на мокром песке рисуют палочками букву Р.
Игра «Найди букву». Детям раздаются карточки в файлах с печатным текстом и фломастеры. Предлагается за 3 – 5 минут найти и обвести как можно большее количество букв. Затем подсчитываются найденные буквы и распределяются места. Каркуша хвалит детей.
Закрепление изученного. На прощание ворона просит детей придумать по одному слову со звуками «Р» и «Р*».
|